Порядок обжалования

Порядок обжалования действий (бездействий) должностных лиц Службы государственного строительного надзора Ивановской области.

Процедуре обжалования решений контрольных органов посвящена гл. 9 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), а также раздел V Положения о региональном государственном строительном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 20.12.2021 N 673-п.

Принципиальным является положение, предусмотренное ч. 2 ст. 39 Закона N 248-ФЗ, которой установлен обязательный досудебный порядок обжалования решений контрольных органов.

Исключение - обжалование в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности. 

Процедура досудебного обжалования определена в ст. 40 Закона N 248-ФЗ и имеет следующие особенности.

Жалоба подается только в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru , https://knd.gosuslugi.ru/).

При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью.

При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

В ч. 2 ст. 40 Закона N 248-ФЗ установлены общие правила подведомственности подаваемых жалоб, то есть определено, в орган какого уровня их следует направлять.

Жалоба на решение территориального органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) данного территориального органа либо вышестоящим органом контроля. В данном случае установлена альтернативная подведомственность, на действия сотрудника территориального органа можно жаловаться и руководителю того территориального органа, и в вышестоящий орган.

Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа контрольного органа рассматривается вышестоящим органом контрольного (надзорного) органа - действия руководителей территориального органа обжалуются только в вышестоящий орган.

В случае отсутствия территориального органа контрольного органа и в случае обжалования решений контрольного органа, принятых его центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата контрольного органа жалоба рассматривается руководителем контрольного органа.

В ч. 4 ст. 40 Закона N 248-ФЗ содержится правило, согласно которому право на обжалование имеют контролируемые лица, права и законные интересы которых были непосредственно нарушены. То есть жалобу может подать только лицо, пострадавшее от незаконных действий, а не любой обеспокоенный гражданин.

Обжалованию подлежат:

1) решения об отнесении объектов контроля к категориям риска;

2) решения о включении контрольных мероприятий в план проведения плановых контрольных мероприятий;

3) решения, принятые по результатам контрольных мероприятий, в том числе в части сроков исполнения этих решений;

4) иные решения контрольных органов, действия (бездействие) их должностных лиц.

Общий срок обжалования - 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Специальный срок установлен при обжаловании предписания - 10 рабочих дней с момента его получения.

Срок подачи жалобы может быть восстановлен по ходатайству лица в случае уважительности причин его пропуска.

Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного органа - своего рода ходатайство о применении обеспечительных мер.

Срок рассмотрения данного ходатайства - 2 рабочих дня с момента регистрации жалобы. При этом в течение 1 дня информация о принятом решении направляется заявителю.

Срок рассмотрения жалобы по существу устанавливается положением о виде контроля, но не может составлять более 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней.

В ст. 41 Закона N 248-ФЗ устанавливаются требования к форме и содержанию жалобы, так же в ней указывается, что к жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, относящаяся к предмету жалобы.

В ст. 42 Закона N 248-ФЗ предусмотрена процедура отказа в рассмотрении жалобы.

Данное решение принимается в течение 5 дней с момента регистрации жалобы, если:

1) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы отказано;

2) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;

3) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;

4) ранее в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;

5) жалоба подана с нарушением правил подведомственности, то есть в не уполномоченный на ее рассмотрение орган.

Отказ в рассмотрении жалобы исключает повторное обращение данного контролируемого лица с жалобой по тому же предмету (за исключением случая нарушения подведомственности). То есть контролируемое лицо может обратиться с той же жалобой в надлежащий орган, однако перенаправление жалоб по подведомственности самим контрольным органом Законом N 248-ФЗ не предусмотрено.

В ч. 3 ст. 42 Закона № 248-ФЗ указано, что отказ в рассмотрении жалобы не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений контрольного органа, действий (бездействия) его должностных лиц.

Исключение установлено для отказа в рассмотрении жалобы по основанию истечения срока ее подачи. То есть если жалоба направлена с пропуском срока и он контрольным органом не восстановлен либо в его восстановлении отказано, то заявитель приобретает право на судебное обжалование.

По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает одно из следующих решений:

1) оставляет жалобу без удовлетворения;

2) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;

3) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;

4) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

Решение размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее 1 рабочего дня со дня его принятия.

Судебный порядок обжалования решений контрольных органов Законом N 248-ФЗ не регламентирован, так как он устанавливается соответствующими процессуальными кодексами (гл. 24 АПК РФ, гл. 22 КАС РФ).

Смотрите подробный ролик: https://www.youtube.com/watch?v=ZyjFvKuVwVg

Порядок производства по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части определен главой 21 КАС РФ.