Правовое информирование и правовое просвещение населения

Правовое информирование и правовое просвещение населения


Информация по правовому информированию и правовому        просвещению населения Ивановской области

I. Порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи

 

Бесплатная юридическая помощь в Ивановской области оказывается в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)  и Законом Ивановской области от 08.11.2012 N 90-ОЗ "Об обеспечении граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью на территории Ивановской области".  

Перечень исполнительных органов государственной власти Ивановской области, входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи в Ивановской области, утвержден
постановлением Правительства Ивановской области от 19.02.2014 N 50-п "О государственной системе бесплатной юридической помощи в Ивановской области".

Служба государственного строительного надзора Ивановской области (далее – Служба) не входит в систему бесплатной юридической помощи в Ивановской области и не уполномочена на ее оказание.

 

II. Содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей

1. Содержание права на обращения выражается в праве на безвозмездной основе, свободно и добровольно обращаться лично (через представителя) в устной форме, а также направлять в письменной форме или в форме электронного документа обращения в Службу.

2. Пределы осуществления: реализация гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

3. Способ реализации: посредством направления обращения в письменной форме (в форме электронного документа) или его доставления лично (через представителя) гражданином; посредством проведения личного приема гражданина.

 4. Защита права на обращение реализуется следующими гарантиями: запрет преследования гражданина в связи с его обращением в Службу с критикой деятельности Службы (должностного лица) либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц; запрет разглашения сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия; возможность обращения с жалобой на принятое по обращению решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном порядке в соответствии с действующим законодательством.

5. Содержание обязанностей граждан, связанных с реализацией права на обращение в Службу выражается в соблюдении требований к таким обращениям: в письменном обращении указывается либо наименование Службы, либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица; в письменном обращении указывается фамилия, имя, отчество заявителя (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответы, уведомление о переадресации обращения; содержится суть предложения, заявления или жалобы и ставится личная подпись гражданина и дата; в случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению соответствующие документы и материалы, либо их копии; обращение гражданина в форме электронного документа в обязательном порядке должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме, и суть предложения, заявления или жалобы; в случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к обращению в форме электронного документа (в виде вложения) необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить эти документы и материалы или их копии в письменной форме.

III. Компетенция и порядок деятельности службы государственного строительного надзора Ивановской области, полномочия должностных лиц

Компетенция и порядок деятельности Службы, полномочия должностных лиц определены Постановлением Правительства Ивановской области от 22.11.2012 N 472-п «Об утверждении Положения о службе государственного строительного надзора Ивановской области».

 

            Основной задачей Службы является осуществление регионального государственного строительного надзора при строительстве и  реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе, кроме указанных в части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении которых осуществляется федеральный государственный строительный надзор.

Для выполнения возложенной задачи при осуществлении регионального государственного строительного надзора Служба осуществляет следующие функции:

- разрабатывает и согласовывает проекты правовых актов Ивановской области, относящихся к сфере деятельности Службы.

-  проводит проверки соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требований в отношении энергетической эффективности и требований в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

соблюдения порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (далее - общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

устранения выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ проектной документации,  а также соблюдения запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;

- проверяет выполнение требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

-  разрабатывает программу проверок с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

-  в ходе осуществления проверок принимает решения о проведении (назначении) необходимых экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов.

-  оформляет результаты проверок и принимает меры по результатам осуществления государственного строительного надзора.

-  регистрирует извещения застройщика или технического заказчика о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в отношении которого проводится государственный строительный надзор.

- формирует дело по объекту капитального строительства, обобщая документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора.

-  контролирует соответствие построенных, реконструируемых объектов капитального строительства требованиям энергетической эффективности и оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.

- определяет класс энергетической эффективности в отношении построенного или реконструированного многоквартирного жилого дома.

- выдает заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, или решение об отказе в выдаче такого заключения.

- ведет учет результатов мероприятий по государственному строительному надзору и представляет по ним отчетность.

-  формирует и ведет дела по административным правонарушениям в области строительства.

- рассматривает обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии со своей компетенцией в установленные сроки с подготовкой ответа заявителю.

 

          При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства,  проектная документация которых не подлежит экспертизе,  а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), региональный государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки только при наличии оснований, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2, подпунктом «б» или «в» пункта 3 части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции таких объектов капитального строительства, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных  Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Предметом государственного строительного надзора в отношении таких объектов, являются проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

 В случае, если по результатам проведенной проверки Службой выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом РФ, другими федеральными законами, Служба в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.

 

Должностные лица Службы, уполномоченные на осуществление регионального государственного строительного надзора, в пределах своих полномочий имеют право:

 - проводить проверки на основании соответствующего распоряжения (приказа) Службы и от ее имени осуществлять такой надзор в соответствии с программой проверок, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

 - беспрепятственно посещать объекты капитального строительства, подлежащие региональному государственному строительному надзору, во время исполнения служебных обязанностей.

- требовать от застройщика, технического заказчика или лица, осуществляющего строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком (далее - подрядчик), представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов.

- требовать от застройщика, технического заказчика и подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено.

- составлять акты проведения проверок и выдавать обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений.

- вносить записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы.

- составлять протоколы об административных правонарушениях, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

- информировать правоохранительные органы о выявленных нарушениях градостроительных норм в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

 

IV. Правила оказания государственных услуг

Служба государственных услуг не оказывает.  

Порядок исполнения Службой государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства на территории Ивановской области регламентируется приказом службы государственного строительного надзора Ивановской области от 16.03.2012 N 3 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства на территории Ивановской области».

 

V. Основания, условия и порядок обжалования решений и действий (бездействия) службы государственного строительного надзора Ивановской области, а также ее должностных лиц

Заинтересованное лицо (физическое или юридическое) имеет право на досудебное (внесудебное) обжалование принятых и осуществляемых в ходе исполнения государственной функции решений и действий (бездействия) Службы, а также ее должностных лиц путем обращения в Службу и (или) Правительство Ивановской области.

 Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются решения и действия (бездействие) Службы, а также ее должностных лиц, принятые или осуществленные в ходе исполнения государственной функции.

 В досудебном (внесудебном) порядке заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) и решения:

должностных лиц Службы - начальнику Службы,

начальника Службы - заместителю Губернатора Ивановской области, курирующему работу Службы.

 Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является личное устное или письменное обращение заинтересованного лица в Службу и (или) Правительство Ивановской области (далее - жалоба).

В жалобе в обязательном порядке указываются:

1) наименование органа, должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

2) фамилия, имя, отчество заинтересованного лица (а также фамилия, имя, отчество уполномоченного представителя в случае обращения с жалобой представителя);

3) полное наименование юридического лица (в случае обращения от имени юридического лица);

4) почтовый адрес или адрес электронной почты, на который требуется направить ответ;

5) суть обжалуемого решения и действия (бездействие);

6) в письменной жалобе в обязательном порядке ставится личная подпись заинтересованного лица (его уполномоченного представителя) либо подпись руководителя юридического лица и печать (в случае обращения от имени юридического лица).

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы, изложенные в жалобе, или их копии.

 Направивший жалобу заявитель имеет право представлять дополнительные документы и материалы, а также обращаться с просьбой об истребовании документов, необходимых для обоснования или рассмотрения жалобы.

 Начальник Службы проводит личный прием заинтересованных лиц по вопросам обжалования действий (бездействия) должностных лиц, а также принимаемых ими решений при исполнении государственной функции.

Личный прием проводится по предварительной записи.

 Запись заинтересованного лица проводится при личном обращении в Службу или с использованием средств телефонной связи по номеру телефона: 8 (4932) 59-09-43.

Специалист Службы, осуществляющий запись на личный прием, информирует заинтересованное лицо о дате, времени, месте приема.

Рассмотрение жалобы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

 Жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, рассматриваются Службой в срок не более 30 дней с даты регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

 Основаниями для приостановления процедуры досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) Службы, а также ее должностных лиц, принятых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции, являются обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие исполнению государственной функции (чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство).

 Если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, о чем сообщается заинтересованному лицу, направившему жалобу, если его почтовый адрес поддается прочтению, в течение семи дней со дня регистрации.

В случае, если в письменной жалобе не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.

 Служба, при получении обращения в письменной форме или в форме электронного документа, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить направившему обращение о недопустимости злоупотребления правом.

 Жалоба, в которой обжалуется решение, принятое в судебном порядке, возвращается с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения в течение семи дней со дня регистрации.

 Если в жалобе содержится вопрос, на который заинтересованному лицу многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, начальник Службы либо лицо, его замещающее, вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки по данному вопросу. О данном решении уведомляется заинтересованное лицо, направившее жалобу.

 Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заинтересованное лицо вправе вновь направить жалобу.

 Обращения заинтересованных лиц, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретного должностного лица, не могут направляться этому должностному лицу для рассмотрения и (или) ответа.

 По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

а) удовлетворение жалобы (полностью или в части);

б) отказ в удовлетворении жалобы.

Не позднее трех рабочих дней, следующих за днем принятия решения, заинтересованному лицу в письменной форме по почтовому адресу, указанному в жалобе, или в электронной форме по адресу электронной почты, указанному в жалобе, направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

По желанию заявителя мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы направляется как в письменной форме по почтовому адресу, так и в электронной форме по адресу электронной почты.

В случае несогласия заявителя с принятым по его жалобе решением, он вправе обжаловать такое решение в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Решения и действий (бездействия) службы государственного строительного надзора Ивановской области, а также ее должностных лиц обжалуются судебном порядке в соответствии с главой 22 «Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

VI. Порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки                                                                     при совершении таких действий

Основной формой взаимодействия граждан и Службы являются письменные и устные обращения граждан. Порядок указанного взаимодействия, в том числе совершения гражданами юридически значимых действий, определяется Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Типичными юридическими ошибками при совершении гражданами юридически значимых действий являются: отсутствие в обращении гражданина фамилии и почтового адреса (адреса электронной почты), по которому должен быть отправлен ответ; текст письменного обращения не поддается прочтению; повторное письменное обращение гражданина по вопросу, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства; вопросы, изложенные в обращении, не входят в компетенцию деятельности.